Родной Обычай Возродить!

Пир Гостомысла

Вступление

Согласно современным представлениям, Гостомысл – предводитель Новгородских Славян (Старейшина). В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым – «первый Гостомысл».

Больше всего сведений о Гостомысле имелось в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского Славянского Рода, восходившего к легендарным предводителям Славян – Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий Град и обложили тяжкой данью Славян, Русь, Чудь. Жители великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего сына Выбора.

В дошедших до нас летописных сведениях любопытно выглядит география начала правления Гостомысла. Если Великий город это современный Новгород, т.е. древний Словенск, а Выборград – современный Выборг, то и остров с городом Бярмы также следует искать где-то в здешних краях.

Если взглянуть на карту последнего наступления моря на сушу  (трансгрессию), то можно увидеть, что современный Карельский перешеек ещё 1,5 – 2 тыс лет назад был островом, а Ладога и система озёр Сайма в Финляндии были частью Финского залива (см. Атлас «Ладожское озеро», изд. Института озероведения РАН, СПб, 2002 г.). Максимум этой трансгрессии, получившей название Ладожской, приходится на период 2,8 – 3,7 тыс лет назад. Отметки береговой линииторгда находились примерно на 20 метров выше сегодняшних, т.е. где-то на уровне седьмых этажей зданий современного Петербура. Таким образом, есть основания предполагать, что летописный остров Бярмы это и есть современный Карельский перешеек.

Известно, что старший сын Гостомысла – Выбор, погиб в Бярмии. Очевидно здесь – на правом берегу Невы и Карельском перешейке – и начиналась легендарная Бярмия скандинавских сказаний 9 – 13 вв., богатая мехами, серебром, моржовой костью. Вероятно название Бярмы происходит от слова «бер» — медведь (в северном произношении – «бяр»).

Былина «Пир Гостомысла» предваряется краткой былиной о его сыновьях – Выборе, Руге и Ваде, из которой следует, что Руг (летописный Рюрик) был законным наследником трона после гибели старшего сына Гостомысла – Выбора. Вероятно, Вад (Вадим Храбрый) также претендовал на трон, за что и поплатился жизнью по обычаю того времени.

Обе былины ставят окончательный крест на т.н. «варяжской теории», сочинённой когда-то в политических целях и о которой в свете новых открытий археологов и историков, уже просто неприлично вспоминать. Вся Славия – от Ромейской Руси до Байкала, Лены и далее была единой Державой ещё в начале правления Гостомысла. Первым в 9-м веке под натиском с юга пал град Венец, т.е. – современная Венеция: «ибо взят то врагами велик град Венец» (в оригинале былины вместо «врагами» стоит слово, ставшее с некоторых пор неполиткорректным – поэтому оно быо заменено). Конечно, о ромейской Руси не найти сведений в «официальной» историографии. Тем не менее, в настоящее время, появляется всё больше данных о том, что всё изложенное в былине «Пир Гостомысла соответствует истине. Масса новых археологических находок., в первую очередь эпиграфического материала, свидетельствует в пользу Славии.

В. Юрковец.

Газета РОДОСТРОЙ № 3.

Былина «Пир Гостомысла» из Родовой Клади Голяков.

↓ ↓ ↓

Да родил-породил сам Велик Гоосподарь
Господарь Гостомысл да Свет-Буревоевич
Трёх сынов да по ряду положенных
Да угодных Перуну по росту-то их
Да как первый-то сын зван был Выбором
Да второй-то свет-сын Ругом зван то был
Ат сам третий то сын Вадом звался-то
Так по ряду их звали, по первенству
Так своё превелико сидение
Гостомысл трижды разом усаживал
Чрез сынов, что продвинут решения
Чрез сынов, что способны на подвиги.

Y6-kN5lz07U Y6-kN5lz07U Y6-kN5lz07U

Пир Гостомысла

Как во стольном то граде Славенске-то
Да сам Белый-то Царь
Гостомысл свет-то Буревоевич
Да по Дидовой-то крови сам Вандалович
Созывал да людей на великий-то Пир
Приглашал во застолье-то щедрое
Как ходили-сходились да весь Белый Свет
Да за год приглашены наместны князья
Да БоРуси-то гость чесной Правило Князь
Да со Белой-то Руси да сам Князь Божедар
Да Буяна-то Князь Рёрик Лютович
Да Червонной Руси – Троян Бусович
Да Древлян стороны Князь Велик Бередей
Да Хорватской Руси – Север Сербович
Да Урал стороны Велик Князь да Булгар
Да Загорской Руси – Лён БойКолович

Как сходились-то гости почётные
Да со сходней дубовых ладей-кораблей
Да во ласковы длани приёмных мужей
Как встречал сих достойных наместных Князей
Да наследный-то сын Царя Белого
Да само Гостомысла Буревоевича
Выбор – Кровный-то Князь Гостомыслович

Как входили-то гости великие
Во хоромы-палаты да Бела Царя
Да по злато дорогам – богатым коврам
Со своими людьми да гостинцами
Да встречал их повсюду Славенска Добр Люд
Да встречали гостей мужи лучшие

Как Зверны-то двери отворились
Во светлицу престола-то красную
Да встречал со престола вошедших гостей
Гостомысл – Белый Царь Свет Буревоевич

Да как Гости честны да Поместны Князья
Да Царю Бела Света да кланялись
Да по ходу представились – возрасту
Заводил Белый Царь всем да ласкову речь:
«Как да вы-то мои гости званые
Как ходили легко ли да долго ли
Да до Белой Руси Стольно Города
Да Словенска-столицы на Волхов-реке?»

Как ответили гости-то званые
Во поклоне Князья-то наместные
Да на речь-то свого Бела Царя
Государя всего Света Белого:
«Да добро, Белый Царь-то за добры слова
Да легко-то да быстро добралися
Да за год, кто собрался на твой честной зов
Во походе погостном ни в чём не терпел
Ни поборов-то сборов лихих-то людей
Да ни хворей да злого ненастия.»

Как сам Белый Царь Гостомысл Буревоевич
Да по Дидовой Крови Вандалович
Да велел-то застольным престольным мужам
Принимать-то гостинцы Поместных Князей
Да сажать тех Князей за обильны столы
Дабы пир-то – Застолье Велико – зачать
Да по важно для всей земли Поводу
Что привёл-то Князей со своих Русь-сторон
Дабы Вывод Всея был до от повода.

Как наполнились мёдом да братчины
Да поднялись тугие от хмеля рога
Да пошли по рядам бодры здравицы
Да за Бела Царя да за Белый Весь Свет
Да гудели то гуды, хрипели рожки
Да бубнили во бубны умелые
Да орали-то песни горласты песняры
Да пошли по рядам Божьи Славицы
Да во Славу Перуна-то Грозна Дида

Да восстал со Престола
Белый Царь Гостомысл
Да по Крови Отцовой Буревоевич
Да по Руде Дидовой Вандалович
Говоря да во пир таковые слова:
«Да вы гости мои да Поместны Князья,
Вы, Роси-то сторон свет-начальники
Да мои-то по крови сородичи
От Великой да Вены Перуна Дида
Да собрал вас да здесь во светлице резной
По велико да важному поводу
Да для Всей РосьДержавы событию
Что не быть во Перуне Ромейской Руси
Ибо взят-то врагами Велик Град Венец
То реченье дано вам по правилам
Дабы были в основе тревоги мои
Коли я вас собрал по тревоге-то сей
Так велико-то правь да исполнится
Коли правь ваша будет по правилам
Да моё, хоть да ваше решение
Да возьмём мы тогда грозны выводы
Коли есть ко тому зрелы поводы
Да на том вы мои Земны Ставники
Да чрез семя моё роду прибыло
Пусть внесёт порождённого первенец
По рожденью его да во век Ругом быть».

Да великой-то родною радостью
Принимая Князья да Свет Белых Земель
Да во Роде-то Белом прибывшего
Говоря по седому – Да в Роде Пребыть.

↑ ↑ ↑

Scroll Up